Удивительный мир

9 крутых научных открытий 2022 года, о которых стоит знать

Ушедший год оказался очень богатым на важные открытия в разных научных сферах.

Пересадка свиного сердца человека

Страдающий неизлечимой смертельной болезнью сердца Дэвид Беннетт прошел девятичасовую экспериментальную процедуру в Медицинском центре Университета Мэриленда в Балтиморе. Он стал первым пациентом в мире, которому пересадили сердце от генетически модифицированной свиньи.

Хирург-трансплантолог Мухаммед Мохиуддин и хирург Бартли Гриффит из Медицинской школы Университета Мэриленда использовали сердце свиньи, подвергшейся редактированию генов, чтобы снизить риски того, что иммунная система Дэвида отторгнет этот орган. Несмотря на то, что операция прошла успешно, через два месяца состояние мужчины стало ухудшаться. Спустя несколько дней Беннет умер в возрасте 57 лет. Несмотря на трагический финал, врачи тем не менее назвали эту процедуру «переломным событием» для мира медицины и будут продолжать исследования в этом направлении.

Ксенотрансплантация или межвидовая трансплантация впервые была предложена столетия назад, но от нее отказались, когда стало ясно, что человеческие тела быстро отторгают органы других видов. Однако за последнее десятилетие достижения в области технологии редактирования генов позволили исследователям удалить определенные белки и сахара свиней, которые запускают защитную иммунную систему человека, что сделало органы более совместимыми. Несколько компаний начали выращивать модифицированных свиней для этой цели.

К Земле приближается комета, которую последний раз видели 50 000 лет назад

Программа по отклонению астероидов

В сентябре этого ученым удалось успешно провести первое в истории испытание планетарной защиты, слегка сбив астероид с курса. В ходе испытания космический корабль преднамеренно врезался в лунный астероид , которых находился примерно в 11 миллионах километрах от Земли.

Совместная миссия НАСА и ЕКА Dart (Double Asteroid Re-Direction Test) была амбициозной попыткой изменить траекторию небольшого астероида (Диморфос), когда он вращался вокруг немного более крупного астероида (Дидим), отправив космический корабль, чтобы врезаться в него. И миссия оказалась успешной! Орбита Диморфоса изменилась, а вместе с ней и траектория движения. Это было первое в мире испытание техники смягчения кинетического удара с использованием объекта для отклонения астероида.

Ученые отмечают, что возможно это станет будущей стратегией защиты нашей планеты от потенциальных угроз из космоса. Возможность столкновения астероида с Землей вполне реальна — земной шар покрыт кратерами от предыдущих столкновений, и хорошо известно, что 65 миллионов лет назад динозавры вымерли после падения астероида диаметром около 10 км. И только в январе рядом с Землей должны были пройти пять астероидов!

Andrei Kamenev/Russian Look

Открытия в области палеонтологии

Этим летом в Африке были обнаружены останки самого древнего динозавра, который жил 230 миллионов лет назад. Животное, получившее название Mbiresaurus raathi, было около двух метров в длину и весило примерно 30 кг. Он ходил на четырех конечностях, имел зазубренные зубы и длинную шею и хвост.

А в Канаде впервые был обнаружены самые полные останки шерстистого мамонтенка, жившего более 30 000 лет назад. Мамонтенок оказался замороженным в вечной мерзлоте, в результате чего его останки мумифицировались. Это позволило сохраниться коже и даже кусочкам волос. Дальнейший анализ показал, что детеныш жил рядом с дикими лошадьми, пещерными львами и гигантскими степными бизонами, которые когда-то бродили по Юкону тысячи лет назад.

И наконец, самая громкая находка в Северной Дакоте, США – это останки динозавра, который умер в тот роковой день падения массивного астероида на Землю 66 миллионов лет назад! Нога небольшого травоядного тецелозавра была обнаружена рядом с крошечным фрагментом космического камня, убившего его.

Эксперты полагают, что конечность, скорее всего, была «оторвана» при падении астероида 10-километрового Чиксулуб, а самого динозавра завалило обломками. Палеонтологи заявили, что это первая находка динозавра, ставшего жертвой удара печально известного астероида, оставившего кратер шириной в 150 километров в том месте, где сегодня находится Мексиканский залив.В Монголии обнаружили первого в мире динозавра-ныряльщика – он похож на зубастую утку

Выращенные в лаборатории клетки мозга могут играть в видеоигры

Очень необычный эксперимент провели исследователи из Мельбурна. Ученые вырастили в лабораторных условиях клетки мозга и практичным путем доказали, что они могут выполнять целенаправленные задачи. В данном случае подавать импульсы, «играя» в симулятор настольного теннисного турнира под названием Pong. Клетки человеческого мозга оказались способны перемещать ракетку вертикально по экрану, чтобы ударить по мячу!

Полученные данные свидетельствуют о том, что даже клетки мозга в чашке Петри могут проявлять врожденный интеллект, изменяя свое поведение с течением времени.

«Эта новая способность научить клеточные культуры выполнять задачу, в которой они проявляют чувствительность, открывает новые возможности для открытий, которые будут иметь далеко идущие последствия для технологий, здоровья и общества», – сказал автор исследования, доктор Адил Рази.

freepik.com

Микропластик есть везде – даже внутри нас

Пугающее открытие сделали исследователи из Нидерландов. Они взяли образцы крови у 22 анонимных здоровых взрослых доноров и проанализировали их на наличие частиц размером до 0,00002 дюйма. Они обнаружили, что у 17 из 22 добровольцев (77,2%) в крови был обнаружен микропластик! Ученые объясняют это ухудшающейся экологией. Человек может вдыхать микропластик через воздух, а он оседает в организме.

Первые снимки нового суперкосмического телескопа

Новый космический телескоп НАСА стоимостью 10 миллиардов долларов вызвал много волнений и интереса. Благодаря ему мы мир смог увидеть беспрецедентные изображения Вселенной. Космический телескоп Джеймса Уэбба, который также называют телескопом нового поколения, запустили в декабре 2021 года. А первые снимки человечество увидело в 2022-м.Просто космос: 10 невероятных изображений, снятых телескопом «Хаббл» в 2022 году

Опережение мутаций коронавируса

Иммунолог из Пекинского университета Юньлун Ричард Цао и его команда провели ряд исследований коронавируса. Благодаря созданию инновационных технологий вирусологи теперь быстро могут анализировать новые штаммы. Также Цао доказал эффективность лечения антителами. Иммунолог и его коллеги предсказали ключевые мутации, которые определяют многие из циркулирующих в настоящее время вариантов.

«Я считаю, что впервые мы опережаем вирус», — говорит Цао.

Экономят на калии: в 70% грунтов для рассады ничего не вырастет Экономят на калии: в 70% грунтов для рассады ничего не вырастет