Коренные народы Севера продолжают кочевать по тундре точно так же, как это делали их далекие предки.
Сегодня в России оленеводством занимается менее ста тысяч человек. Эти люди кочуют по тундре вместе с оленями и по сути ведут тот же образ жизни, что и их далекие предки.
При этом практически у каждой семьи в городах есть квартиры, которые воспринимаются скорее как дачи. А их дети учатся в тепле и комфорте интернатов, пока их родители пасут оленей на бескрайних просторах тундры.
Чум по цене городской квартиры
Нынешний оленевод — вполне продвинутый современный человек, не чуждый новейшим технологиям. По тундре они лихо гоняют на снегоходах зимой и квадроциклах летом, имеют мобильные телефоны со спутниковой связью, генераторы, телевизоры со спутниковой же антенной, солнечные батареи и прочие достижения науки и техники. Даже стиральные машинки умудряются использовать.

При этом по-прежнему живут в чумах. Просто потому, что это лучший дом для условий тундры. Его вполне можно оперативно свернуть и потом снова «построить» на новом месте. Опытная хозяйка способна сделать это за полчаса в любой мороз и непогоду.
Сначала устанавливается печь, деревянный настил, потом стойки и конструкция надежно укрывается шкурами. С учетом высокой стоимости шкур, стоек и всего остального, такая студия площадью примерно 26 квадратных метров на природе может вытянуть на миллион рублей. Это даже дороже, чем квартира оленевода с горячей водой и канализацией в ближайшем городе.
Что такое «желтый снег» и почему его нужно бояться
Кстати, отсутствие теплого туалета можно считать самой большой проблемой жителя тундры. И не потому даже, что по естественной нужде приходится выходить из чума в любую непогоду. К этому северяне привычны, для них температура минус 30 градусов мороза считается вполне комфортной.

Да и традиционная одежда вполне способна защитить от ветра и холода в любых ситуациях. Главная опасность — олени. Животным не хватает соли и они стремятся получить его из любых источников. Да, сказки про желтый снег и необходимость отбиваться от несущегося на тебя стада палками и громкой нецензурной бранью во время самого интимного момента, вовсе не сказки. Иначе есть реальная опасность погибнуть ужасной смертью под копытами.
Горнолыжки России: 6 крутых мест, где можно покататься
Современные миллионеры
Учитывая стоимость чума и то, что стадо оленей из тысячи особей можно продать более чем за 10 миллионов рублей, оленеводов вообще можно считать богатыми людьми, которые могут бросить вот эти вот дальние дали с их комарами и непогодой и неплохо устроиться у батареи центрального отопления. Потому-то сейчас оленеводству и уделяется повышенное внимание со всеми мерами финансовой поддержки отрасли, чтобы этого не происходило.

Дом и очаг — исключительно забота женщины. У мужчины другая обязанность — олени. Из-за них приходится переезжать летом на новое место чуть ли не каждые три дня, потому что стадо, насчитывающее более тысячи голов, чуть ли не мгновенно вытаптывает и выедает все, что успело вырасти за недолгое лето.
Приходится мигрировать по сотне и более раз за год – северные кочевники каждый год проходят порядка 1500 километров. Поэтому у каждой семьи есть свои территории, чтобы не пересекаться с другими и не лишать оленей пищи.

Олени — главное богатство оленевода. Это его актив, кормящий семью. В основном прибыль идет за счет сдачи пантов. В сезон на этом можно заработать до миллиона рублей. Ради мяса оленей не выращивают, избавляются только от больных и слабых животных.
А вообще оленевод это не только профессия, но и образ жизни. Без любви к суровой северной природе и подчиняющемуся воле человека огромному стаду здесь делать нечего.