Новости

Кадры с места гибели Юрия Гагарина впервые показали в 55-ю годовщину его смерти

Легендарный летчик-космонавт разбился, выполняя полет на учебно-тренировочном истребителе 27 марта 1968 года.

«Жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина», – это строки из письма Юрия Гагарина жене Валентине. Написал он его 11 апреля 1961 года, в канун своего первого полета в космос, понимая, что может не вернуться на Землю.

Вернулся. А через 7 лет погиб. Разбился во время самого обычного тренировочного полета, которых у него уже были десятки, если не сотни, возле деревни Новоселово, недалеко от Киржача и Покрова Владимирской области. Письмо Валентина прочитала только после его смерти.

Причины авиакатастрофы не названы до сих пор. Сегодня, в 55-ю годовщину гибели Гагарина Российский государственный архив научно-технической документации впервые опубликовал снимки с места трагедии, напомнив, что случилось в тот день.

Фрагмент фюзеляжа УТИ МиГ-15 на месте авиакатастрофы. 28.03.1968 Фото: РГАНТД

В кабине учебно-тренировочного истребителя УТИ МиГ-15 с бортовым номером 18 Гагарин был не один. Его проверяющим инструктором был опытный летчик Владимир Серегин, командир — командир авиационного полка по летной подготовке космонавтов. В 10.19 они взлетели. В 10.30 Гагарин доложил, что тренировочные упражнения в зоне пилотажа выполнены и получил разрешение вернуться на аэродром. Примерно через минуту после этого самолет со скоростью 700 км/час и под углом 50 градусов врезался в землю в трех километрах от деревни Новоселово, между городами Киржач и Покров Владимирской области.

Фрагмент фюзеляжа УТИ МиГ-15 на месте авиакатастрофы. 28.03.1968 Фото: РГАНТД

Версий катастрофы рассматривали множество: столкновение самолета с шаром-зондом или птицей, разрушение остекления фонарей кабины в полете, опасное сближение с другим самолетом. Но ни одну их них правительственная комиссия не сочла достоверной. Увы, но черных ящиков тогда на истребителях не было. Точно было известно: самолет до последнего момента был исправным, а летчики чувствовали себя нормально.

Фрагмент фюзеляжа УТИ МиГ-15 на месте авиакатастрофы. 28.03.1968 Фото: РГАНТД

К концу июля итоговое заключение все же сформулировали: выполнение резкого маневра для предотвращения входа в верхний край первого слоя облачности или отворота от шара-зонда с последующим попаданием самолета в закритические режимы полета в усложненных метеоусловиях. Но это объяснение те, кто в теме, сочли абсолютно невразумительным. Но узнаем ли когда-то, что произошло на самом деле, сказать сложно....

👍
👎
🌈
🌚