Удивительный мир

Быстрее пули: топ-10 самых скоростных поездов в мире

Железнодорожный транспорт бьет все новые рекорды скорости. Правда, пока не в нашей стране.

Самый быстрый российский поезд «Сапсан» немецкого производства, курсирующий между Санкт-Петербургом и Москвой, движется со средней скоростью в 200 км/час и только на одном участке дороги может разгоняться до 250. Скорость же самого «медленного» транспорта из нашего хит-парада достигает 380 км/час.

Компания «РЖД» обещает, что к 2027 году в России появится поезд нового поколения полностью российского производства, и он будет в два раза быстрее – сможет разгоняться до 400 км/час. А пока мы стоим на перроне и ждем нашего скоростного поезда, давайте узнаем, какие поезда в мире самые быстрые уже сейчас. Заодно отмечая успехи наших восточных соседей – треть составов из нашего рейтинга сделаны в Китае.

Talgo AVRIL, Испания

Aviation-Stock/Legion-Media

Максимальная скорость: 380 км/час

Talgo – это и название поезда, и производителя, а расшифровывается оно так: Tren Articulado Ligero Goicoechea Oriol (легкий сочлененный поезд Гоикочеа и Ориоля). Алехандро Гоикочеа – инженер, придумавший тип конструкции поезда, а Луис Ориоль – инвестор, который помог осуществить задуманное. Особенности конструкции в том, что в составе используются легкие короткие алюминиевые вагоны, что делает возможным менять ширину колесной пары прямо во время движения. Концепция впервые была представлена в 2010 году, а спустя 6 лет испанский оператор железных дорог подписал с Talgo контракт на сумму 786 млн евро (15 поездов) и техобслуживание в течение 30 лет.

Frecciarossa 1000, Италия

Zoonar/Legion-Media

Максимальная скорость: 394 км/час

Скоростной поезд Frecciarossa 1000 – продукт совместного предприятия итальянского производителя рельсов и многонационального конгломерата Alstom. Разработка проекта началась в 2008 году, а уже в 2010-м итальянский государственный железнодорожный оператор Trenitalia подписал контракт стоимостью 1,54 млрд евро на производство 50 составов. Каждый поезд длиной 202 метра состоит из восьми вагонов.

Siemens Velaro, Германия

CHROMORANGE/Legion-Media

Максимальная скорость: 403 км/час

Velaro – это целое семейство электропоездов разных модификаций, которые производит компания Siemens. Их эксплуатируют во многих странах Европы и Азии, российский «Сапсан» также принадлежит к этому семейству. В июле 2006 года одна из разновидностей Velaro (AVE S-103) поставила на тот момент мировой рекорд скорости для железнодорожных коммерческих поездов – 403 км/час. Но спустя девять лет этот поезд уже далеко не самый быстрый – он занимает восьмое место в нашем топ-10.

Fuxing, Китай

Guo Xulei/XinHua/Global Look Press

Максимальная скорость: 418 км/час

Разработка проекта по созданию высокоскоростного поезда компанией CRRC началась в 2012 году, спустя два года проект был готов. Серия поездов получила свое название Fuxing (Фусин) в 2017 году, в июне того же года первый состав тронулся в путь с южного вокзала Пекина в Шанхай. Также сейчас поезд используется на маршрутах Пекин-Гонконг и Пекин-Харбин. Количество вагонов в его составе может достигать 16, в которых размещаются до 1200 пассажиров.

HEMU-430X, Южная Корея

Lee Jae-Won/AFLO/Global Look Press

Максимальная скорость: 421 км/час

31 марта 2013 года в ходе тестовых испытаний поезд развил скорость 421,4 км/час, что позволило Южной Корее войти в элитный клуб стран-производителей поездов со скоростью выше 400 км/час (после Франции, Японии и Китая). Первый состав связал два крупнейших южнокорейских города Сеул и Пусан, теперь время в пути между ними составляет менее двух часов.

Shanghai Maglev, Китай-Германия

Chinafotopress/Tan Xi/Global Look Press

Максимальная скорость: 431 км/час

Проект поезда осуществлен немецким консорциумом по заказу властей Китая, и сейчас это самый быстрый коммерческий электропоезд на магнитном подвесе. Курсирует «Шанхайский маглев» по не сильно протяженному маршруту – он связывает станцию метро Лунъян Лу в Шанхае и международный аэропорт Пудун. За 1,5-2 минуты поезд разгоняется до 430 км/час и удерживает ее несколько минут. В итоге на путь длиной около 30 км уходит чуть более 7 минут.

CRH380A Hexie, Китай

Fabio Nodari/Legion-Media

Максимальная скорость: 486 км/час

Скорость поезда, разработанного компанией CRS, зависит от количества вагонов в составе. Состав из 8 вагонов во время тестового запуска разогнался до 416 км/час, а вот более длинный из 16 вагонов развил скорость до 486 км/час. Первые поезда серии Hexie производились за границей, а последующие уже непосредственно в Китае с передачей технологии их производства – это было ключевое требование китайских властей. Сейчас Китай имеет множество патентов в сфере производства электропоездов, однако они действительны только внутри страны, что препятствует продаже китайских поездов на международном рынке.

TGV POS, Франция

Ruffer/Legion-Media

Максимальная скорость: 574 км/час

Серия французских высокоскоростных поездов 4 поколения эксплуатируется на линиях Париж – Люксембург и Париж – Страсбург. В 2007 году один из представителей этой серии установил мировой рекорд скорости для электропоездов, разогнавшись до 574 км/час. Времени с тех пор прошло немало, однако и в 2023 году такой результат позволяет входить в тройку лидеров. Конечно, так быстро пассажиров на этом поезде не возят (его эксплуатационная скорость порядка 320 км/час), однако цифры все равно впечатляют – ведь средняя скорость современных авиалайнеров составляет от 500 до 900 км/час.

CRRC Qindao Sifang, Китай

FEATURECHINA/Newscom/Sipa USA/Legion Media

Максимальная скорость: 600 км/час

В отличие от шанхайского этот высокоскоростной поезд на магнитной подушке, представленный в 2021 году, полностью произведен в Китае. По конструкции он также магнитоплан – поезд приводится в движение силой электромагнитного поля и не касается рельс. Он уже прошел тесты, однако проблема в том, что пока что в стране нет железнодорожной линии, по которой он мог бы курсировать – такая дорога в Китае появится только через несколько нет.

L0 Series Maglev, Япония

Niphon Sangwanmanon/Legion-Media

Максимальная скорость: 603 км/час

Рекорд скорости для наземного железнодорожного транспорта поезд серии L0 японской компании JR Central установил еще в 2015 году. В данное время дорога, по которой он будет курсировать, еще только строится. Планируется, что она свяжет Токио и Осаку, а время в пути составит чуть более часа при средней скорости в 500 км/час.

👍
👎
🌈
🌚