Ученые доказали, что один серый волк восстановил целую лесную экосистему

Новое научное исследование показало волновые эффекты, вызванные его появлением.

Каждая экосистема представляет собой сложный и совершенный механизм равновесия, в котором сосуществуют хищники и жертвы, а также флора. И где есть благоприятные условия для развития разных видов. Однако когда один из этих элементов выходит из строя, баланс нарушается.

Так было на острове Айл-Рояль в Великих североамериканских озерах, принадлежащем штату Мичиган, США, где популяция диких волков резко сократилась как из-за эпидемии собачьего парвовируса в 1980-х годах. Но затем что-то важное произошло в популяции с прибытием волка-самца с канадских территорий.

Может ли один-единственный дикий экземпляр перевернуть судьбу популяции и, следовательно, лесной экосистемы? Да, и это именно то, что эксперты наблюдают на острове Айл-Рояль с 1997 года, согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Science Advances.

В ходе исследования ученые изучали, как генетические характеристики популяции крупных хищников, таких как серые волки в национальном парке Айл-Рояль, могут влиять на другие виды, вызывая эффект домино.

Наблюдение за популяцией серых волков на охраняемой территории ведется с 1950-х годов. Однако 1997 год стал ключевым годом для острова, поскольку серый волк, идентифицированный как M93 и прозванный как «старый серый», пришел сюда из Канады по образовавшемуся ледяному мосту.

Это происходит не каждый год и является одной из причин, почему волки острова Рояль представляют собой полностью изолированную популяцию. Однако в том же году образовался ледяной мост, и волк M93 принес на остров новые гены, размножаясь в разных стаях.

M93 не был похож ни на одного из своих собратьев. Его размер был больше, а шерсть светлее.

Появление «старого серого» стало мощным генетическим спасением от инбридинговой депрессии, которая характеризовала популяцию волков в то время», — отмечают исследователи.

Но это еще не все, поскольку помимо сохранения популяции волка его экологическая роль как хищника позволила сократить численность лося в этом районе, и лесная экосистема от этого выиграла. Лоси распространены по всему острову Рояль и питаются в основном пихтой. Они могут потреблять до 13 кг пихты и другой растительности в день. Недостаточное присутствие естественных хищников, таких как волки, позволило оленям практически бесконтрольно размножаться, оказывая негативное воздействие на леса.