Удивительный мир

10 фактов о Луне, о которых не расскажут в школе

Яркая луна, озаряющая ночное небо, всегда гипнотизирует. Ученые активно изучают ближайшего соседа Земли, но тем не менее, Луна по-прежнему хранит много загадок и тайн.

Две теории образования Луны

Это и в самом деле очень интересно – как образовалась Луна. Самая популярная теория предполагает, что столкновение Земли с древней планетой под названием Тейя создало Луну. Согласно этой теории, Тейя врезалась в Землю и заставила расплавленную породу улететь в космос, образовав облако вокруг планеты. Со временем это облако расплавленной породы остыло, слипшись в более крупные куски, которые под действием гравитации притягивали к себе более мелкие. В конце концов, эти части слились в единый объект, образовав Луну.

Другая теория утверждает, что древняя Земля вращалась так быстро, что расплавленная порода буквально отлетала от нее, в конечном итоге образовав Луну.

Третья теория предполагает, что Луна на самом деле является карликовой планетой вроде Плутона, которая стала спутником, подлетев слишком близко к Земле.

Луна имеет собственную атмосферу

Раньше люди считали, что у Луны нет атмосферы. Однако ученым удалось ее обнаружить. Если собрать весь воздух на Луне, он не достигнет массы даже 10 тонн. Для сравнения, давление воздуха на Луне в среднем составляет всего 0,3 нПа, в то время как среднее давление воздуха на Земле составляет 101,33 кПа.

5 самых странных отелей мира: а вы бы рискнули здесь остановиться?

Состав атмосферы Луны – отдельная загадка

Сегодня мы знаем, что атмосфера Луны состоит из аргона, гелия, неона, натрия, полония, калия и радона. Однако ученые до сих пор спорят, почему в ней нет кислорода и азота, как в других атмосферах. Как ни странно, в коре Луны есть оба этих элемента, а также магний, водород и углерод. До сих пор ученые не выяснили, почему эти элементы присутствуют только на ее поверхности, а не в атмосфере.

У Луны есть магнитное поле

Это один из самых малоизвестных фактов о Луне – то, что у нее есть собственное магнитное поле. Впрочем, оно гораздо слабее, чем у Земли. Магнитное поле Луны составляет менее 0,2 нТл, тогда как магнитное поле Земли в среднем составляет 45 000 нТл.

Интересно, что данные, собранные во время полетов на Луну, показывают, что древняя Луна имела магнитное поле столь же сильное, как и у Земли. Из-за этих открытий ученые считают, что ядро ​​Луны остыло и затвердело, а поле постепенно ослабевало, пока не достигло своего нынешнего уровня.

Кометная пыль постоянно «обстреливает» Луну

В среднем каждый день на Луну падает около 5 тонн кометной пыли. Из-за этого Луна постоянно будто окутана тонким облаком. Ученые оценивают общую массу кометной пыли в 120 кг, а возвышается она примерно на 100 км над поверхностью Луны.

Холодный факт о Луне

Самые холодные места на Луне находятся на дне кратеров в полярных районах. Они постоянно находятся в тени из-за глубины кратеров и минимального наклона Луны (всего 1,54 С°). В этих кратерах средняя температура составляет 30 Кельвинов – это -243,15 градуса по Цельсию.

Луна вызывает земные приливы

Когда Луна вращается вокруг Земли, ее гравитация воздействует на нашу планету. Выражается это в движении вод мирового океана: когда Луна ближе, происходит отлив, когда дальше – начинается прилив.

Фото: Pixabay

Долететь до Луны мечтали еще в древности

Во II веке нашей эры римский писатель Лукиан написал первую в истории книгу, действие которой происходит в открытом космосе. В романе под названием «Правдивая история» рассказывается о группе путешественников, которым удалось добраться до космоса, где оказались втянутыми в войну между Солнцем и Луной за планету Венера. Современные критики считают роман первым в истории научно-фантастическим произведением в жанре сатира и фэнтези.

Жюль Верн написал один из самых известных рассказов о Луне

Французский писатель Жюль Верн опубликовал «С Земли на Луну» во Франции в 1865 году. Сюжет сосредоточен на создании пушки, которая стреляла бы снарядом на Луну, а путешественники сидели бы внутри снаряда. Так, Верн описал фантастическое путешествие на Луну, которое до сих пор увлекает читателей.

Фото: National Aeronautics & Space Adm/SPAD200016

У Луны сложный правовой статус

В 1967 году США, Россия, Китай и Индия подписали Договор по космосу, в котором Луна была объявлена ​​собственностью всего человечества. Также Договор запрещает строительство военных баз на Луне или размещение на ее поверхности оружия массового поражения. Несколько лет спустя еще 18 небольших стран подписали «Лунное соглашение» в 1979 году, которое усилило запрет на коммерческое освоение Луны любой страной.