Астрономы впервые заметили таинственный темный вихрь на Нептуне

Гигантские пятна, появляющиеся в атмосфере далекой планеты, представляют собой странную загадку.

Астрономы впервые наблюдали это явление помощью наземных инструментов с огромным разрешением. И это помогло выяснить необычные детали.

«Мне удалось не только впервые обнаружить темное пятно с земли, но и записать спектр отражения такого объекта», – говорит астроном Патрик Ирвин из Оксфордского университета в Великобритании.

Темные вихри Нептуна на самом деле представляют собой антициклонические штормы – такие есть и на других планетах. Но они отличаются по нескольким ключевым признакам.

Во-первых, на Нептуне вихри сравнительно недолговечны: появляются и исчезают каждые несколько лет.

Во-вторых, в их центрах относительно мало облаков по сравнению с штормовыми вихрями на Сатурне и Юпитере. Обычно это пушистые белые облака, которые появляются в результате замерзания газов в кристаллы метанового льда.

Фото: pixabay

Сейчас телескоп MUSE смог обнаружить солнечный свет, отражающийся от Нептуна, и разделить его на составляющие его длины волн, чтобы восстановить трехмерный спектр планеты.

Разные длины волн связаны с разной высотой в атмосфере, поэтому исследователи смогли определить высоту темного пятна. И они обнаружили нечто удивительное.

Цвет вихря – это результат затемнения частиц в слое сероводорода, который находится под верхним слоем атмосферной аэрозольной дымки Нептуна. По мнению исследователей, это может быть результатом локального нагрева в глубокой части антициклонического вихря, который испаряет сероводородный лед, обнажая более темное ядро ​​вихря.

Ученые нашли и еще один сюрприз: яркое облако, сопровождающее вихрь. Ранее этот тип облака никогда не наблюдался. Вместо того, чтобы находиться выше в атмосфере, оно было зафиксировано на той же высоте, что и темный вихрь.

Что это такое, необходимо будет изучить дальше. Но теперь человечество, кажется, гораздо ближе к ответам.