Удивительный мир

История единственного пассажира «Титаника», который пожалел, что спасся

Для Масабуми Хосоно возможность выжить обернулась позором.

10 апреля 1912 года «Титаник» отправился в свой последний рейс. На его борту находились 1317 пассажиров, среди которых был только один японец, 42-летний сотрудник министерства транспорта Масабуми Хосоно. Мужчина был в командировке в Российской империи, перенимал опыт. Домой он возвращался через Европу, путь его лежал через Атлантический океан.

У Масабуми был билет в каюту второго класса. Вечером 14 апреля он проснулся от сильного стука в дверь – стюард предупредил, что корабль тонет и пора эвакуироваться.

Однако к спасательным шлюпкам Масабуми не пустили. Как иностранца, его отправили на нижнюю палубу, к пассажирам третьего класса. Выжить там было почти невозможно, и японец тайком вернулся наверх.

«Я попытался подготовиться к последнему моменту без волнения, решив не оставлять ничего позорного для японца, – так описывал позднее свои переживания Хосоно. – Но мозг все равно лихорадочно искал и ждал любого возможного шанса на выживание».

Шанс вскоре предоставился. В какой-то момент офицер, отвечавший за эвакуацию пассажиров, крикнул, что в шлюпках есть еще 2 места. Первым прыгнул какой-то мужчина. Его пример оказался призывом к действию для японца.

Фото: общественное достояние

Об этом всем чиновник напишет через несколько дней после катастрофы на борту судна «Карпатия», которое спасло пассажиров этой шлюпки. В письме жене он признается: был в отчаянии, хотел воспользоваться последним шансом. Но был ли он счастлив после этого?

В США Масабуми назвали удачливым японским парнем. Но на родине ему оказали холодный прием. Для японцев честь превыше всего. Чиновника, который поступился принципом «сначала женщины и дети», называли трусом за отсутствие самурайского духа. Некоторые даже утверждали, что он сам переоделся в женское платье, хотя доказательств тому не было.

Мужчина подвергся социальному остракизму или, как говорят японцы, «мура хатибу». Это своего рода бойкот или даже изгнание. В 1914-м Хосоно уволили из министерства, не выдержав общественного давления. Еще через 2 года, впрочем, наняли обратно – хорошими сотрудниками японцы не разбрасываются. Но на всю жизнь на Хосоно было поставлено клеймо позора.

Он умер в 1939-м, так по сути и не оправившись от этой трагедии. В его доме до последнего было запрещено упоминать и катастрофу, и название корабля.

И только спустя 58 лет его потомки опубликовали дневник Масабуми, который он вел на «Карпатии». Этот документ реабилитировал мужчину: оказалось, что его спутали с другим азиатом, который вел себя на шлюпке «неблагородно». Хосоно же, наоборот, помогал мужчинам грести, уводя судно от затонувшего лайнера.

Кстати, записки Хосоно до сих пор считаются одним из самых подробных документальных свидетельств того, что происходило на «Титанике», когда он начал тонуть.

👍
👎
🌈
🌚