Камень-путешественник, улетевший тысячи лет назад в космос, вернулся на Землю

Это первый подобный случай в истории.

Ученые в замешательстве: черный метеорит, обнаруженный в Марокко в 2018 году, оказался… земного происхождения.

Этот камень, официально названный «Северо-Западная Африка (NWA) 13188», стал первым метеоритом (о котором мы знаем), совершившим такое необычное путешествие.

То, что этот 646-граммовый «космический камень-бумеранг» мог совершить небесную экскурсию, – не единственная странность.

«Пузырьковый» вид NWA 13188, текстура кристаллов и точный химический состав намекают на тип горных пород, которые образуются из расплавленных минералов, образовавшихся из-за вулканов вблизи тонущих океанических плит у нас здесь, на Земле. Так что это не типичный космический камень.

Тем не менее, по словам Жерома Гаттаксека, геофизика из Французского национального центра научных исследований, это и не земной объект. Как минимум, он провел значительное количество времени на орбите. Концентрации гелия-3, бериллия-10 и неона-21 в этом загадочном объекте можно было объяснить только воздействием космических лучей – излучения, обнаруженного в космосе, но блокируемого магнитным полем Земли.

Хотя концентрация этих изотопов ниже, чем в других метеоритах, она значительно выше, чем в других породах с Земли.

Ученые предположили, что NWA 13188 подвергался воздействию галактических космических лучей в течение значительного периода времени – нескольких десятков тысяч лет.

У NWA 13188 также есть стеклообразная «кора плавления». Она могла так расплавиться только когда камень совершал огненный вход в атмосферу Земли.

Фото: Pixabay

Все это «исключает возможность того, что NWA 13188 является рукотворным «фальшивым» метеоритом, – пишут Гаттаксек и его коллеги. – Поэтому мы считаем NWA 13188 метеоритом, запущенным с Земли и позже вновь вернувшимся к ее поверхности», – заключают они.

Как этот земной камень попал в космос, остается загадкой. Возможно, он был выброшен во время извержения вулкана или когда другой метеорит врезался в Землю, говорят исследователи.

Чтобы выйти на орбиту, камень, выброшенный из жерла бушующего вулкана, должен двигаться со скоростью в десятки тысяч километров в час. К тому же, самые высокие шлейфы вулканов обычно достигают только 31-45 километров над Землей, поэтому маловероятно, что вулканы могут запускать камни в космос.

А вот некоторые столкновения между Землей и большими астероидами были достаточно сильными, чтобы выбросить камни в Солнечную систему.

Например, земной камень возрастом 4 миллиарда лет – самый ранний из известных науке – был обнаружен на Луне во время миссии «Аполлон-14» в 1971 году. Этот камень, вероятно, был отброшен с Земли на гораздо более близкую Луну после столкновения с астероидом.

Возраст NWA 13188 неизвестен, но сейчас ученые работают над тем, чтобы его определить.