Удивительный мир

Мэри Кингсли: история первой женщины, которая в одиночку покорила Африку

Она объявила себя старой девой, чтобы всю жизнь посвятить невероятным открытиям и путешествиям, полным опасностей.

Несчастное детство

«Вот смотрю я на тебя и думаю: и надо ж было тебе родиться такой уродиной. Нет, не спорю, если бы ты появилась на свет в какой-нибудь конюшне, у породистой кобылы, то тогда да... Тогда ты была бы очень даже на своем месте – вполне симпатичная лошадка, а так... Кроме сиделки или экономки тебе не на что рассчитывать», – эти слова матери бедная девушка слышала каждый день. Укоры самого родного человека отравляли жизнь Мэри, но она смиренно сносила ее колкости и ухаживала за больным человеком. Единственным спасением от этой рутины, унылого и оскорбительного однообразия были книги из отцовской библиотеки.

Доктор Кингсли был заядлым путешественником и объездил почти весь черный континент. Он почти не бывал дома, стараясь не попадаться на глаза сварливой жене. Мистер Кингсли в глубине души не раз раскаивался в своем романе с бывшей кухаркой, который закончился скандальным браком. И появлением на свет дочери Мэри и сына Чарльза. Знатная и родовитая семья Кингсли сразу же отвернулась от доктора, посчитав его изгоем.

Мечтала об Африке

Фото: Hendrik Cornelissen/unsplash.com

Рассказы отца о загадочной и таинственной Африке были настолько интересны и красочны, что Мэри с самого детства впитала в себя ее колдовской дух. И все время проводила в библиотеке, зачитываясь приключениями знаменитых путешественников, которых совсем не пугали африканские дебри, кишащие ядовитыми змеями, насекомыми, дикими зверями – и воинственными племенами.

Мэри была на редкость умна, обладала богатым воображением и заметно отличалась от своих чопорных сверстниц, горевших желанием удачно выйти замуж. Чтобы не остаться до конца жизни старой девой. Замкнутая Мэри обходилась без подруг, все ее время занимала мать с ее вечными капризами – неухоженная и неопрятная женщина, которой откровенно стеснялся доктор Кингсли. Но девушка все-таки была благодарна отцу. Он повлиял на то, что Мэри всерьез увлеклась науками (в первую очередь, – географией), набралась медицинских знаний. И теперь в бессонные ночи страстно мечтала попасть в неведомую Африку.

Как это ни кощунство звучит, но свежим глотком свободы послужит неожиданная смерть родителей. Мэри станет полноправной хозяйкой огромного дома и обладательницей приличного состояния: четыре с лишним тысячи фунтов стерлингов были завидным приданым. Поначалу девушка потерянно слонялась по комнатам, с трудом осознавая, что осталась сиротой. Брат к тому времени был женат и в заботах о семье он совершенно не интересовался делами сестры. Мэри с каждым днем чувствовала себя все хуже и хуже, испытывая депрессию. Однажды ей в голову даже пришла отчаянная мысль покончить с собой. Мэри казалось, что в 30 лет уже нельзя начать новую жизнь и прошлое тяжелым камнем висело на душе. Однако в девушке, видимо, взыграла кровь отца – неутомимого путешественники и, в хорошем смысле слова, авантюриста – искателя острых, рискованных приключений.

Отказалась от личной жизни ради открытий

Фото: Mary Evans Picture Library

В одно прекрасное утро Мэри Кигсли вдруг почувствует необычайный прилив сил, и огонек предстоящих далеких странствий загорится в ее сердце. Строго соблюдая давние британские традиции, Мэри наденет на голову чепец – и объявит себя старой девой. Это давало ей полное право быть свободной в своих действиях. Она упорно начинает готовиться к путешествию в Африку. По ходу окончит курсы медицинских сестер, набьет чемоданы самыми необходимыми вещами. Бросит прощальный взгляд на родной дом – и поспешит на корабль «Лагос», отравляющийся в Африку. За девичьими плечами останутся глупые советы знакомых, предостерегающих ее не толстеть. Иначе африканские людоеды, мол, запросто съедят Мэри.

Проигнорировала она и слова друга семьи – доктора Дорринга, предупредившего девушку о куче страшных и заразных болезней, распространенных на черном континенте.

Леди в Африке

Фото: Mary Evans Picture Library

Летом 1893 года леди Кингсли ступит на землю Сьерра-Леоне. И аборигены будут поражены появлением высокой англичанки в длинной шерстяной юбке, в наглухо застегнутой блузе и широкополой шляпке, – да еще с ярким кружевным зонтиком в руке. Она поселится в крохотной хижине, на самом краю деревни. Давняя мечта Мэри Кингсли наконец-таки сбылась: настоящая Африка была в двух шагах от нее. Она с восторгом опишет в своем дневнике изумительные по красоте закаты солнца в Сеьера-Леоне, вязкий воздух, смахивающий на мед и необыкновенную дикую природу.

Странная леди удивительно легко найдет общий язык с туземцами. Мэри Кингсли вскоре станет среди них своей: аборигены относились к путешественнице с доверием и уважением. Особенно после памятного случая, когда она повергла в бегство гиппопотама. Зверь ворвался в деревню и готов был растоптать напуганных жителей. Отважная Мэри выскочила ему навстречу с неизменным зонтиком в руках. И гиппопотам развернулся – и трусливо побежал в ближайшее болото. Впрочем, африканцы также однажды спасли Мэри от жуткой аллергии. Старая знахарка отпоила ее снадобьем, приготовленным из местных трав.

Мэри Кингсли вернется в Лондон, овеянная мировой славой. Англичане будут считать ее своей национальной гордостью. В 1897 годы выйдет книга знаменитой путешественницы «Путешествие по Западной Африке», которая быстро станет бестселлером. В живой, увлекательной форме Мэри Кингсли расскажет о своих приключениях, о научных открытиях. И впервые представит коренные народы не варварами, далекими от западной цивилизации, а такими же людьми, как и европейцы.

Разбитое сердце

Фото: James Wiseman/unsplash.com

Второе путешествие Мэри в Габон будет связано с личной драмой. Ей было уже за 30 – и в глубине души она надеялась обрести настоящую любовь и семейное счастье. Похорошевшая Мэри долго принимала ухаживания мелкого служащего Нейтана Мэтью. И в какой-то момент ей показалось, что он попросит руки и сердца Мэри. А Нейтан, помявшись, вдруг признается, что ему нужно содействие Кингсли по продвижению карьеры. Безнадежное отчаяние охватит ее сердце! Но Мэри не подаст даже виду – и поможет бывшему ухажеру. Благо, у нее к тому времени было немало влиятельных друзей. А вскоре «добрые люди» донесут до Мэри весть, что Мэтью с хвастливой гордостью говорил приятелям, что «ловко использовал эту длиннолицую одержимую».

Заметим, что вторая поездка в Африку не принесла Мэри Кингсли удовлетворения. Словно утренний туман рассеялась прежняя эйфория. И Мэри воочию увидела оборотную сторону черного континента. «Мне было так горько наблюдать, как безнадежно выдыхается мой роман с Африкой. Разочарование и горечь, некогда такие знакомые мне чувства, все более властно охватывали меня», – напишет она позже в своем дневнике. Если Мэри ранее считала африканцев наивными детьми природы, то жизнь в Габоне убедила ее в обратном. Оказывается, им также присущи все пороки человечества.

Трагическая гибель

Фото: Ian Macharia/unsplash.com

Опустошенная, потерявшая смысл жизни, знаменитая путешественница неожиданно для всех отправляется в Южную Африку, где идет англо-бурская война. Парадокс: теперь Мэри Кингсли находится в стане врагов африканцев. Она словно бы мстит за свою романтическую мечту, которая в реальной жизни столкнулась с человеческим уродством. И ощущение, что молчаливая медсестра специально ищет смерти, не покидало врачей госпиталя. Мэри Кингсли ухаживала за тифозными больными, не соблюдая мер безопасности. Итог такого пренебрежения к своей жизни будет трагическим. Мэри заразится тифом и скончается 3 июня 1900 года. Знаменитой путешественнице было 38 лет. Согласно ее завещанию, Мэри дадут умереть в полном одиночестве, как это делают свободолюбивые животные джунглей. Будет выполнена и вторая просьба: Мэри Кингсли похоронят в море.

Боялся воды и почти всю жизнь провел в океане: невероятная история путешественника Тура Хейердала

👍
👎
🌈
🌚