Удивительный мир

Геологи обнаружили новый континент, который скрывался под водой

Ученым потребовалось для этого 375 лет.

Началась эта история давно, еще в 1642 году. Капитан Абель Тасман был уверен в существовании огромного континента в южном полушарии и решил во что бы то ни стало найти его.

В то время эта часть земного шара все еще была во многом загадкой для европейцев, но они непоколебимо верили в то, что там должен быть большой массив суши.

Итак, Тасман отплыл с базы своей компании в Джакарте на двух небольших кораблях и направился на запад, затем на юг, затем на восток, и в конечном итоге оказался на Южном острове Новой Зеландии. Его первая встреча с местным народом маори прошла неудачно и закончилась гибелью нескольких моряков.

На этом его миссия закончилась – Тасман назвал роковое место Заливом Убийц и через несколько недель отплыл домой, даже не ступив на эту новую землю.

В итоге тем самым загадочным континентом, который должен был существовать в противовес Европе стали считать Австралию. Но Тасман все же оказался прав. Он, возможно, действительно нашел великий южный континент, хотя и не осознавал, что 94% его территории находится под водой.

Лишь в 2017 году группа геологов объявила об открытии Зеландии – Те Риу-а-Мауи на языке маори. Огромный континент площадью 4,9 миллиона квадратных километров примерно в шесть раз превышает размер Мадагаскара.

Фото: Pixabay

Хотя мировые энциклопедии, карты и поисковые системы были непреклонны в том, что континентов всего семь, команда уверенно сообщила миру, что это неправильно. На самом деле, их восемь – и последнее пополнение бьет все рекорды, как самое молодое в мире. Загвоздка в том, что 94% его территории находится под водой, и лишь несколько островов, таких как Новая Зеландия, выступают из океанских глубин. Все это время восьмой континент прятался на виду.

И лишь сейчас ученые склонились к выводу, что Зеландию действительно можно считать континентом. Последним аргументом «за» стали спутниковые данные, которые можно использовать для составления карты морского дна. Благодаря этой технологии Зеландия стала отчетливо видна как деформированная масса, размером почти с Австралию.

К тому же, континентальная кора, как правило, состоит из магматических, метаморфических и осадочных пород, таких как гранит, сланец и известняк. Подводная часть Зеландии именно такова. Тогда как дно океана обычно включает только магматические породы – например, базальт.

«Это пример того, что может потребоваться немалое время, чтобы раскрыть что-то очевидное», — говорит Энди Таллок, геолог из Новозеландского научно-исследовательского института короны GNS Science.

Но это открытие пока только начало. Новый континент остается таким же загадочным, как и прежде, его тайны хранятся под водой на глубине 2 км. Как он сформировался? Что там раньше было? И как долго он находился под водой?

Фото: Pixabay

Зеландия изначально была частью древнего суперконтинента Гондвана, который образовался около 550 миллионов лет назад и по сути объединял всю землю южного полушария. Он занимал угол на восточной стороне, где граничил с несколькими другими, включая половину Западной Антарктиды и всю восточную Австралию.

Затем, около 105 миллионов лет назад Зеландия начала отдаляться. Что стало тому причиной, пока непонятно. Но сила, заставившая ее это сделать огромна. Континентальная кора обычно имеет глубину около 40 км – значительно толще океанической коры, глубина которой обычно составляет около 10 км. Из-за напряжения Зеландия растянулась настолько, что ее кора теперь простирается вниз только на 20 км . В конце концов, этот ставший тонким континент затонул и исчез под водой.

Необычное происхождение восьмого континента делает его особенно интригующим для геологов. Например, до сих пор неясно, как Зеландии удавалось сохранять целостность, когда она стала такой тонкой, и не распасться на крохотные микроконтиненты.

Другая загадка заключается в том, кто жил в Зеландии. Гондвана с ее мягким климатом и ареалом площадью 101 миллион квадратных километров была домом для огромного количества флоры и фауны, включая первых четырехконечных наземных животных, а позже и множества крупнейших когда-либо живших – титанозавров.

Ископаемые наземные животные редки в южном полушарии, но останки некоторых из них были найдены в Новой Зеландии в 1990-х годах, в том числе кости гигантского длиннохвостого динозавра с длинной шеей (зауропода), травоядного динозавра (гипсилофодонта) и панцирного динозавра (анкилозавра). Затем в 2006 году на островах Чатем, примерно в (800 км) к востоку от Южного острова, была обнаружена кость стопы крупного хищника, возможно, разновидности аллозавра. Причем, все окаменелости датируются периодом отделения континента Зеландия от Гондваны.

Фото: Pixabay

Сюжет усложняется появлением одного из самых странных и любимых жителей Новой Зеландии, киви – коренастой нелетающей птицы с перьями, похожими на волосы. Как ни странно, его ближайшим родственником считается не моа, что принадлежит к той же группе бескилевых и жил на том же острове до своего исчезновения 500 лет назад, а еще более гигантская птица-слон, которая бродила по лесам Мадагаскара еще 800 лет назад.

Это открытие заставило ученых поверить в то, что обе птицы произошли от общего предка, жившего на Гондване. Это, в свою очередь, предполагает, что по крайней мере часть ныне затопленной Зеландии все время оставалась над уровнем моря.

Хотя собрать окаменелости непосредственно со дна Зеландии невозможно, ученые исследуют ее глубины при помощи бурения. В 2017 году команда ученых провела самые обширные исследования в регионе и пробурила морское дно на глубину более 1250 м в шести различных местах. Собранные ими образцы содержали пыльцу наземных растений, а также споры и оболочки организмов, обитавших в теплых мелководных морях.

Еще одну загадку можно найти в форме Зеландии. «Если вы посмотрите на геологическую карту Новой Зеландии, то увидите, что геология Новой Зеландии, как и всего континента, странным образом искривлена. Кажется, что кто-то взял нижнюю половину земли и открутил ее, так что ранее непрерывные ленты камней и скал встали почти под прямым углом», – недоумевают геологи.

Простое объяснение этому состоит в том, что тектонические плиты сдвинулись и каким-то образом деформировали их. Но как именно и когда это произошло, до сих пор не выяснено.

Восьмой континент вряд ли в ближайшее время раскроет все свои тайны. «Очень сложно делать открытия, когда все материалы для них находятся под водой на глубине 2 км под морским дном», – говорят ученые.