Удивительный мир

Огромные богатства: кто владеет мировыми океанами

Люди испокон веков делили территорию Земли посредством завоеваний и колонизации, использовали реки, горы и целые континенты для установления географических границ на суше.

Но океаны не имеют видимых особенностей поверхности – просто плоское, обширное, соленое пространство. Кроме того, они все связаны: пять океанов мира технически представляют собой один, который покрывает 71 процент планеты. Это затрудняет разделение. В конечном итоге, кому же принадлежат океаны?

На протяжении веков, начиная с эпохи Великих географических открытий, когда были изобретены корабли, способные перевозить людей по всему земному шару, правительства соглашались, что океаны никому не принадлежат. Это неофициальное соглашение получило название доктрины свободы морей или «морского права».

Доктрина предоставляла исключительные права на трехмильный океанский буфер (4,82 км), примыкающий к границам прибрежной страны. Эти воды, отданные прибрежным странам, расширяют их границы; когда какое-либо иностранное государство входит в эти воды без разрешения, это равносильно вторжению на суверенную землю.

Оставшаяся большая часть океанов считалась международными водами. И нападение одной страны на корабль другой в открытом море могло быть истолковано как акт войны. Это положение втянуло Соединенные Штаты в два конфликта: войну 1812 года и Первую мировую войну.

Фото: Pixabay

США подорвали доктрину свободы морей, когда в 1945 году в одностороннем порядке расширили свои прибрежные воды с трех миль от берега до 200-мильной границы, приближающейся к континентальному шельфу. Это вызвало массовый морской захват прибрежных стран, и отношения между странами, чьи новые расширенные морские границы перекрывались, стали напряженными.

В основе этого сдвига в восприятии владения мировым океаном, как и в большинстве других вещей, лежат деньги.

Вернемся в прошлое. Из-за огромных размеров мирового океана и нашей технологической неспособности извлечь ресурсы, находящиеся в нем, считалось, что мы, люди, не способны истощать эти ресурсы. Эта идея изменилась в середине 20 века.

Разведка и добыча нефти становились все более сложными, и страны стремились добыть как можно больше нефти, природного газа и полезных ископаемых из океанов. Но не существовало официальных договоров или международных законов касающихся того, чья это территория. И воды, которые на протяжении веков были общей собственностью каждого, теперь были разделены без какой-либо последовательной закономерности.

Фото: Pixabay

Еще один момент. Поскольку большая часть океана считается общей собственностью, то и рыбные запасы в этих районах также – общая собственность. Коммерческие рыболовные предприятия из любой страны могут отправлять суда в хорошие места для рыбалки в международных водах. Совместный активный вылов быстрее истощает рыбные запасы, а интенсивное судоходство в этих районах оказывает непропорциональное воздействие на местные экосистемы.

В 1967 году Организация Объединенных Наций впервые высказала идею вмешательства и заключения официального международного договора, первого нового соглашения, касающегося океанов, за 300 лет. В результате девятилетней конференции, на которой была принята Конвенция ООН по морскому праву, в конечном итоге было достигнуто соглашение.

Договор был завершен в 1982 году и вступил в силу в 1994-м. По сути, он кодифицировал уже сложившиеся обычаи, такие как морское право. Международные воды оставались международными, «общим достоянием всего человечества». Были установлены ограничения, на сколько прибрежных вод и морского дна страна могла претендовать как на свою собственность. Территориальное море, водная граница вдоль побережья страны, которая расширяет ее сухопутные границы, было установлено на расстоянии 22,2 км.

Конвенция также установила четкие определения типов вод. Например, ООН сохранила статус проливов как международных вод.

Фото: Pixabay

Другие законы, определенные конвенцией, включали запрет испытаний ядерного оружия в международных водах, создание группы по защите окружающей среды океана и, что, возможно, наиболее важно, создание концепции исключительных экономических зон. Границы ИЭЗ выходят далеко за пределы территориальных вод и простираются на 322 км от берега. Все органические и минеральные ресурсы, обнаруженные в этих водах, являются исключительной собственностью прибрежного государства, которому оно принадлежит.

Однако есть нюанс. Соединенные Штаты и другие страны в ходе захвата моря после Второй мировой войны определили свои воды континентальным шельфом, сравнительно мелкой зоной, которая простирается от берега до континентального склона. А новое ограничение ИЭЗ в 322 км сузило границы других стран. ООН пошла на компромисс, разрешив странам с широкими континентальными шельфами расширить свою ИЭЗ до 563 км от берега при условии, что страны смогут доказать ширину шельфа на море.

С тех пор прибрежные страны начали искать геологические свидетельства, расширяющие их ИЭЗ с 322 до 563 км. И самая интересная схватка происходит за воды в Северном Ледовитом океане между США, Канадой, Гренландией, Данией, Норвегией и Россией. Все эти государства изо всех сил пытаются установить суверенитет над дном океана в Арктике, поскольку, по оценкам, 25 процентов еще неиспользованных запасов нефти и природного газа, оставшихся на Земле, как раз заперты там под дном океана.

👍
👎
🌈
🌚