Удивительный мир

Тайная суперсила: астрономы выяснили, как Луна на самом деле влияет на Землю

Это очень похоже на то, как спутник «управляет» приливами и отливами океанов.

Общеизвестный факт: благодаря Луне, точнее ее силам притяжения, на Земле происходят приливы и отливы. Однако международная команда астрономов изучив данные спутников за 40 с лишним лет наблюдений выяснила: у спутника нашей планеты есть скрытые приливные гравитационные силы. Только воздействуют они не на воду, а на магнитосферу – плазменную оболочку Земли, которая защищает ее от солнечных бурь.

В исследовании, опубликованном в журнале Nature Physics, астрономы объясняют: они зафиксировали колебания магнитосферы, которых не должно было быть. В итоге оказалось, что связано это с Луной. Ее гравитационные приливные силы притягивают «плазменный океан», окружающий верхние слои атмосферы Земли и вызывают его колебания.

«Плазмосфера – это сгусток холодной плазмы в форме пончика, – пишут исследователи. – Он расположен поверх силовых линий магнитного поля Земли, прямо над ионосферой, электрически заряженной частью верхних слоев атмосферы. Плазма здесь плотнее, чем плазма во внешних областях магнитосферы и из-за этого она опускается на дно магнитосферы. Граница между этой плотной затонувшей плазмой и остальной частью магнитосферы известна как плазмопауза, которая по сути является поверхностью этого океана. Именно его искажает гравитационное притяжение луны».

Для чистоты исследований ученые изучили и влияние Солнца «плазменный океан». В итоге сделали вывод, что на плазменные приливы оно все же не влияет.

Пока непонятно, как именно Луна провоцирует приливы и отливы плазмы. Но астрономы считают, что это поможет детальнее изучить другие участки магнитосферы, например, радиационные пояса, которые захватывают высокоэнергетические частицы из солнечного ветра и удерживают их во внешней магнитосфере.