Удивительный мир

Заплакал над апельсинами: история выживания знаменитого геолога в Антарктике

Она всегда влекла Дугласа Моусона своей неизведанностью, суровым климатом и жестоким, не знающим пощады, характером.

Континент вечных льдов притягивал к себе многих исследователей. Быть первооткрывателем новых уголков Антарктиды означало войти в мировую историю и запечатлеть свое имя на одной из ее страниц.

Однако поход к ледяным просторам континента в каждом случае был чреват смертельным риском. Даже сейчас при современной экипировке, с самым современным снаряжением вряд ли кто отважится пуститься в опасное путешествие по Антарктиде.

История экспедиций

Надо сказать, что в прошлом веке интерес к ней был гораздо выше, чем сегодня. Стремление побывать хотя бы разок в краю вечной мерзлоты обуревало каждого ученого. И суровая романтика, к сожалению, порой одерживала верх над здравым смыслом. Эпсли Черри-Гаррард – один из уцелевших членов неудавшейся экспедиции капитана Скотта на Южный полюс напоминал об опасности, которая подстерегает смельчаков на каждом шагу. По словам исследователя, от скачущей разницы температур в Антарктиде у него однажды раскололись зубы. И одежда, в основном - шерстяная, легко впитывала влагу. От цинги не спасала даже высококалорийная пища из смеси топленых жиров, называемой пеммиканом.

О коварстве континента хорошо знал и знаменитый геолог Дуглас Моусон, который стал руководителем Австралийской антарктической экспедиции, отправившейся в далекий путь в 1911 году. Экспедиция, на первый взгляд, преследовала научные цели. Но Доусону очень хотелось нанести на карту самые неизвестные места Антарктиды.

Начало экспедиции

Фото: henrique setim/unsplash.com

Полярники доберутся до скалистой бухты, которой дадут название Содружество. Именно с этой точки они начнут свой ледовый поход вглубь Антарктиды. Но вначале им предстоит провести здесь зимовку. Так получилось, что участники Австралийской экспедиции окажутся в самой неспокойной точке планеты. Скорость шквального ветра в бухте, пронизывающего насквозь жутким холодом, порой достигала 230 километров в час.

После окончания зимовки Дуглас Моусон разделит экспедицию на восемь небольших отрядов, которые будут следовать определенным маршрутом. Его спутниками станут швейцарский лыжник Ксавье Мерц и британский офицер, кинолог Белгрейв Ниннис.

Дурные знаки

Ранним утром 14 декабря 1912 года Моусон зафиксирует, что они прошли почти 500 километров, преодолев на своем пути два ледника. И здесь впервые Дуглас почувствовал смутную тревогу. В одну из ночей ему приснится отец. Беспокойство охватит Моусона: он еще не знал, что его родитель неожиданно заболел и скоропостижно скончался. А здесь еще беременная хаски, которая у них на глазах убила родившихся щенят. Это тяжело отразилось на психике участников экспедиции. Затем откуда ни возьмись прилетевший буревестник ударился о сани Нинниса, который внезапно на время заболел снежной слепотой.

Смертельные ловушки

Дуглас Моусон пытался спасти упавшего в расщелину друга. Фото: Mary Evans Picture Library

Более всего Дуглас Моусон опасался расщелин во льду, прикрытых снегом. Эти смертельные ловушки встречались почти на каждом шагу. И в один из дней случилась трагедия. Белгрейв Ниннис, шедший последним, провалился в пропасть. В ледяную бездну вместе с ним полетело все оборудование, а также провиант, палатка, сани с шестью лучшими лайками.

Моусон и Мерц в течение пяти часов звали своего спутника, слабо надеясь, что он выжил на огромной глубине. И было странным, что эту расщелину, в отличие от других участников полярной экспедиции, Ниннис не проскочил. Дуглас во всем винил себя, хотя он не раз предупреждал британца, что лучше всего стоять на полозьях саней, а не бежать рядом на лыжах.

«Все, что осталось, это спальные мешки и еда, которых хватит на полторы недели»,- писал в своем дневнике Моусон. И было принято решение возвращаться в бухту Содружество.

Теперь приходилось экономить пеммикан, остатки галет, какао и изюма. Вскоре призрак голодной смерти, замаячивший перед Моусоном и Мерцем, заставил отстреливать ослабевших ездовых собак и есть их мясо.

На последнем дыхании

Моусон едва выжил в экспедиции. Фото: Mary Evans Picture Library

Беда не приходит одна: неожиданно тяжело заболеет Ксавье Мерц. И продвигаться к заветной бухте стало еще труднее. После того, как погибла последняя обессилевшая лайка, сани с больным полярником Доусон тащил на себе. И ему стало до пронзительности ясно, что еще немного – и он мертвым ляжет на лед Антарктиды, жестокой и беспощадной ко всему живому.

Мерц скончается 8 января 1913 года. Моусон похоронит друга в спальном мешке под пирамидкой вырубленных из земли ледяных глыб. И в кромешной снежной тьме, подгоняемый штормовым ветром, жгучим морозом двинется к спасительной бухте. Каждый километр давался с дикой болью. В дневнике Моусон отметит: «Все мое тело, по-видимому, гниет от недостатка правильного питания - обмороженные кончики пальцев, нагноения, слизистая носа исчезла, слюнные железы рта отказываются работать, кожа слезает со всего тела».

Спасение

Но на этом испытания Доусона не закончатся. Он чудом выберется из ледяной расщелины, потратив последние силы. 29 января, едва держащийся на ногах, он заметит невысокую пирамиду из камней. Там он найдет записку от участников экспедиции и запас еды. Дуглас Моусон доберется до пещеры Аладдина, которая находилась совсем близко от базового лагеря. В каменном укрытии он обнаружит на столе три апельсина и ананас, оставленных заботливыми товарищами. И впервые Дуглас заплачет, понимая, что его мытарствам наступил конец. Он вернется в Австралию 14 февраля 1914 года. Как национального героя его будет приветствовать вся страна.

В 2007 году на экраны выйдет фильм режиссера Малкольма МакДональда «Когда замерзает ад», в основу которого будет положена история первопроходца Антарктиды Дугласа Моусона.

Канул в дебрях Амазонки: история исчезновения известного путешественника Перси Фоссета

👍
👎
🌈
🌚