Удивительный мир

От тележки до паровоза: история изобретения поезда

История создания первого поезда – это целая цепь великих технических открытий, которые были взаимосвязаны и привели в итоге к успеху.

Выглядел первый поезд вначале непрезентабельно и не вызывал особого восторга. Представьте себе тележку с колесами на деревянной раме, которую еще не поставили на рельсы. Она запускалась в ход при помощи примитивного котла и двигателя с вертикальными цилиндрами. Бешено крутящиеся колеса лишь имитировали движение по будущей железной дороге.

Так выглядело изобретение Никола Жозефа Кюньо.
Фото: David Ebener/dpa

Создатель этой первой самоходной паровой машины Никола Жозеф Кюньо в 1769 году решил даже запустить ее улицам Парижа. Однако громоздкая махина оказалась неуправляемой и через несколько метров врезалась в стену здания.

Первая попытка создания паровоза: неудачная

Паровоз Ричарда Тревитика был слишком тяжел. Фото: National Railway Museum/RLOC100825

В 1801 году английский инженер Ричард Тревитик создал уникальную для своего времени конструкцию паровых котлов. Они были легки, практичны и выгодно отличались от прежних. Не мешкая, предприимчивый изобретатель тут же патентует первый в мире паровоз. Однако при всем желании наладить производство этой модели не удалось. Чугунные же рельсы под весом мощного транспортного средства прогибались, трещали и сыпались.

Попытка №2: и на этот раз удачная

Джордж Стефенсон не только создал первый паровоз, но и разработал конструкцию железной дороги.
Фото: Global Look Press

Более усовершенствованный локомотив создал в 1813 году Джордж Стефенсон. Он учел недостатки прежних моделей и построил паровоз «Блюхер» весом в 50 тонн, который проехал по рельсам со скоростью 10 км/ч. Немногим позднее ему пришлось приложить немало усилий, чтобы склонить владельцев шахт на свою сторону. В итоге была построена первая железная дорога из Дарлингтона к Стоктону, которая выдержала паровоз.

Успех окрылил Стефенсона и он решил устроить показательное соревнование. Поезд с вагоном из смельчаков без всяких приключений проехал по общественной дороге Манчестер – Ливерпуль. Поездка сэкономила кучу времени. На пароходе по реке пришлось бы добираться до конечного пункта гораздо дольше.

Вскоре в Европе случился бум со строительством железных дорог, и новый вид транспорта становился все более популярным. Хотя поначалу грохочущее чудовище на колесах, тянущее за собой состав вагонов, сильно пугало людей.

Железная дорога в России

В здании Витебского вокзала в Санкт-Петербурге установлен памятник строителю железной дороги в России Францу фон Герстнеру.
Фото: legion-media.ru

В России строительство первой Царскосельской железной дороги началось в 1836 году. Ее возведением занимался австрийский инженер Франц фон Герстнер.Платформу для приезжающих, вокзал и паровозное депо с поворотным кругом соорудили довольно быстро.

3 ноября 1836 года купленный в Англии паровоз встал на рельсы. И первый российский поезд состоял из восьми вагонов различного класса. Самых люксовые с мягкими сиденьями и крытым кузовом были предназначены только для восьми высоких особ. В других вагонах, классом пониже, могло разместиться по десять пассажиров. Первый пробный рейс прошел с ветерком: поезд развил местами невиданную скорость - 51 километр в час.

Кстати

Фото: Jr East/Exclusivepix Media/ZUMAPRESS.com

В наши дни самым шикарным, без всякого преувеличения, считается японский суперпоезд «Остров четырех сезонов». По сути, это передвижной отель с номерами, полными комфорта и удобств.

Изобретение, которое потрясало воображение: как появился первый телевизор

👍
👎
🌈
🌚