Ученые выяснили, как сделать клетки человеческого тела прозрачными

В этом им помогли… кальмары.

Кальмары – одни из самых завораживающих существ океана, наделенные уникальной способностью плавно менять цвет и прозрачность своей кожи. Это придает им почти потустороннюю ауру.

Но клетки кожи кальмара нельзя культивировать в лаборатории, что делает их почти невозможными для изучения. Но теперь исследователи смогли воспроизвести маскировочную способность кальмаров в человеческих клетках.

«У нас возникла сумасшедшая идея – посмотреть, сможем ли мы зафиксировать некоторые аспекты способности тканей кожи кальмара изменять прозрачность в культурах клеток человека», – сказал химик Алон Городецкий.

Так называемая «настраиваемая прозрачность» головоногих функционирует за счет сочетания окраски на основе пигмента, которая может изменить количество поглощаемого света, и структурной окраски, которая влияет на то, как свет рассеивается через микро- и наноскопические структуры, пояснил Городецкий.

Фото: Pixabay

Исследования были сосредоточены на лейкофорах, клетках кожи, которые способствуют структурной окраске с помощью белков, называемых рефлектинами. Эти рефлектины обычно слипаются, образуя наночастицы, способные отражать свет, который кажется белым.

Пропуская свет с небольшим рассеянием, поверхность клеток может казаться прозрачной. При большем рассеянии кожа перестает просвечиваться. Цель исследователей состояла в том, чтобы контролировать отражатель в этих клетках и, соответственно, прозрачность.

Затерянные в снегах: история Джима и Дженнифер Столпа, о глупости которых сняли фильм«Мы хотели, чтобы клетки млекопитающих стабильно, а не временно образовывали отражающие наноструктуры, для которых мы могли бы лучше контролировать рассеяние света», – сказал Городецкий.

Оказалось, что помочь в этом может обычная соль. При добавлении соли в среду клеточных культур рефлектины в клетках человека начали слипаться в более крупные наночастицы. Это, по сути, позволило им настроить прозрачность клеток, контролируя количество соли.

Цель этого открытия не в том, чтобы помочь создать невидимых людей. Городецкий надеется, что результаты его команды позволят ученым лучше изучить клетки кожи кальмаров, что, в свою очередь, приведет к большему количеству инноваций.